Профилактика и коррекция девиантного поведения подростков

Проблема девиантного поведения детей и подростков является сложной социальной реальностью. Нестабильность ситуации в обществе, отторжение значительного количества населения от общественно-значимых форм деятельности обуславливает значительный рост социальных девиаций, особенно среди несовершеннолетних. Столкновение мира  подростка с миром других людей и самых разнообразных предметов далеко не всегда проходит для него безболезненно. Часто при этом происходит ломка многих представлений и установок, изменение желаний и привычек, появляется неуверенность в себе. На смену одним чувствам и привязанностям приходят другие, которые могут носить и патологический характер. Зачастую современные подростки участвуют в военизированных формированиях политических организаций экстремистов, в рэкете, сотрудничают с мафией, совершают экономические преступления. Отстаивая в этих условиях право быть субъектом социального действия, молодёжь сбивается на путь агрессивности. Следовательно, если не заниматься выявлением и профилактикой девиантного поведения в подростковом возрасте, то эта проблема не исчезнет.

На наш взгляд, отклонения в поведении детей и подростков могут быть обусловлены следующими причинами:

- социально-педагогической запущенностью, когда дети или подростки ведут себя неправильно в силу своей невоспитанности;

 -глубоким психологическим дискомфортом, вызванным неблагополучием семейных отношений, несложившимися взаимоотношениями со сверстниками;

-отклонениями в состоянии психологического и физического здоровья и развития;

-отсутствием условий для самовыражения, незанятостью полезными видами деятельности;

 -безнадзорностью. По данной проблеме нами было проведено исследование на выявление склонности к девиантному поведению. В нём принимало участие 27 человек, (10 мальчиклв и 17 девочек)9 класса МОУ СОШ №10 г. Вичуга Ивановской области. В результате проведенного исследования мною было выявлено, что:

64% подростков имеют высокий уровень склонности к девиантному поведению. У них чрезмерно проявляется раздражительность, которая ведет к внезапным аффективным вспышкам, возникающим нередко по ничтожному  поводу, преобладает завышенная самооценка, повышенная жестокость, не развиты этические нормы, могут ради  компании  убежать  из дома.

23% подростков имеют средний уровень склонности к девиантному поведению. У них проявляется реакция группирования со сверстниками, которая  сопряжена  со стремлением к властвованию, эгоцентризм, легко вступают в конфликтные ситуации, самооценка далека от объективности.

13% подростков имеют низкий уровень склонности к девиантному поведению. У них иногда бывают грубые поступки, слегка непоседливы, самооценка достаточно адекватная. Редко проявляется нежелание учиться, словоохотливы, нет срывов и депрессивных состояний.

Таким образом, содержание социально-коррекционной работы с девиантными подростками в нашей школе реализуется в основном следующими специалистами:

-классным руководителем;

-социальным работником;

-социальным педагогом;

-психологом, врачом.

Исходя из решаемых задач, можно назвать и общие этапы коррекционной работы на уровне школы, которые должны обеспечить технологизацию этого процесса:

-диагностика причин девиантного поведения конкретного ученика или группы школьников;

-проектирование программ коррекционной работы, как на индивидуальном, так и на групповом уровне;

-реализация разрабатываемых программ на уровне школы.

Содержательная деятельность в рамках коррекции девиантного поведения включает: - психолого-педагогических практикумов и консилиумов с детьми и их родителями, где обсуждаются вопросы отклонения в поведении, их причины, пути преодоления и способы коррекции;

-информирование учащихся и их родителей о тех видах помощи, которую могут получить школьники и их родители в школе и учреждениях;

- сотрудничество с подразделение по делам несовершеннолетних.

Содержание деятельности специалистов в области социальной работы в школе является основой технологического процесса по коррекции агрессивного поведения подростков.

На наш взгляд основными методами для предупреждения девиантного поведения яявляются:

1.Разработка и осуществление различных воспитательно - профилактических программ, имеющих цель - управление процессом социолизации подростков, работа с возникшими отклонениями;

2.Организация работы по преодолению негативных воздействий социальной среды;

3.Организация досуга подростков;

4.Использование индивидуальных занятий по преодолению негативных социальных установок, самооценки- привлечение государственные структурами и, прежде всего органами исполнительной власти всех уровней к участию в движении за здоровый образжизни;

5.Принятие мер не только по недопущению сокращения детских клубов, но и расширению их сети с тем, чтобы оказать как можно большому числу лиц, квалифицированную помощь;

6.Оказание экстренной помощи несовершеннолетним и молодежи, оказавшимся в тяжелой жизненной ситуации.

От того, как организовано деятельность подростков, во многом зависит их жизненное самоопределение.

Для того чтобы избежать отклонений в поведении детей, родителям и педагогам следует вовремя обратить внимание на особенности характера ребёнка. Зная тип акцентуации характера ребёнка, "места наименьшего сопротивления" в характере и избегая, по возможности, неблагоприятных социально-психологических воздействий можно предотвратить формирование отклоняющегося поведен

Мудрая китайская пословица гласит: «Бывает только неправильный путь, но не бывает безвыходного положения». В воспитании нет безвыходных положений, нет и неисправимых людей, которых можно считать «окончательно испорченны.

Педагог-психолог: Чемоданова Т.И.

Уважаемый выпускник!

Служба в уголовно-исполнительной системе - это престиж и уверенность в завтрашнем дне

Уважаемые ученики!

Всероссийские открытые уроки для обучающихся 6-11 классов в рамках Всероссийского проекта "Открытые уроки федерального проекта "Успех каждого ребенка" национального проекта "Образование". Даты проведения уроков: 30 ноября, 4 декабря, 8 декабря, 10 декабря...

Поздравляем!

Подведены итоги республиканского конкурса сочинений-рассуждений "К истокам отечественных ценностей". 1 место – Зимина Дарья 6г класс, учитель Расторгуева Н.Е., Исакова Анастасия 9б класс учитель Роголева В.В.; 2 место Роженцов Сергей 9б класс, учитель Роголева В.В.; 3 место Игнатьева Анна 6а класс, учитель Халтурина С.В.